2. но человек был умный…

М., 1969; Назаревский П. Д. Б. Кабалевский. В 1940–1946 гг. Дмитрий Кабалевский был главным редактором журнала «Советская музыка». Кабалевский работал во многих жанрах. Кабалевский и Шекспир. Есть в творчестве Д. Б. Кабалевского и трагические страницы, посвященные советской молодежи. Кабалевский Дмитрий Борисович — русский композитор, педагог, общественный деятель.

В основе большинства произведений Кабалевского — советская тематика, связанная с академическими традициями отечественной музыки. С 1972 г. Д. Б. Кабалевский — почетный Президент ИСМЕ (Международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО).

Безусловное первенство принадлежит Д. Б. Кабалевскому в области музыкального воспитания, работы с детьми и молодежью. Несколько раз Д. Б. Кабалевский непосредственно обращался к творчеству Шекспира. Вершиной работы Д. Б. Кабалевского с шекспировскими текстами стал вокальный цикл «Десять сонетов Шекспира» для голоса с фортепиано (1953–1955, op. 52). Композитор использовал перевод С. Я. Маршака.

2. но человек был умный…

1956. № 4. С. 41–45, с нотн. илл.; Рогожина Н. Вокальный цикл. Д. Кабалевского «Десять сонетов Шекспира». Музыка в семье Кабалевских звучала часто. Отец Дмитрия пел русские и украинские народные песни, аккомпанируя себе на гитаре, а мать играла на фортепьяно и увлекалась театром. Дипломной работой Кабалевского по классу композиции были первый струнный Квартет и первый фортепьянный Концерт. С 1932 г. и до конца жизни Кабалевский преподавал композицию в Московской консерватории (среди его учеников М. П. Зив, А. И. Пирумов).

Кабалевский писал симфонии, фортепьянные концерты, а также песни и музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам, разрабатывая современные ему темы и образы. В 1948 г. имя Кабалевского значилось в списке композиторов, которых обвиняли в «формализме». В 1949–1952 гг. Кабалевский руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. О чувствах нашей молодежи, о ее мужестве и широких дорогах, открытых отцами, рассказывает слушателям фортепьянный концерт Кабалевского.

Эпиграфом к ним Д. Б. Кабалевский выбрал слова Лермонтова: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, вероятно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Прелюдии Кабалевского — не обработка услышанных мелодий, а чутко и живо подмеченные образы, картины, настроения, чувства, рожденные народными песнями.

Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!

Есть у Кабалевского еще одна опера. Он написал ее в 1937 году, увлеченный поэтическими образами повести великого французского писателя-гуманиста Ромена Роллана.

Музыкальное наследие:

Около двух лет изучал Кабалевский народную музыку Франции, историю страны. Прочно был принят слушателями другой реквием Кабалевского — на слова поэта Р. Рождественского. Очень часто приезжал Дмитрий Борисович в гости к школьникам — и они считали его своим, «детским» композитором.

Считаю неправомерным помещать Кабалевского в один ряд с Бахом, Моцартом, Бетховеном, Глинкой, Чайковским и Мусоргским — все же масштабы явно несопоставимы. Время все расставляет по своим местам, и в настоящее время Кабалевский практически не исполняется.

Кабалевский — русский советский композитор, музыкальный писатель и общественный деятель. В конце того же года состоялась премьера новой оперы Кабалевского «Никита Вершинин» по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14—69» из времен гражданской войны на Дальнем Востоке. В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры.

И надо отдать ему должное: Кабалевский делает очень много для своих избирателей, за что они платят ему искренней любовью. Кажется, что Кабалевский — человек абсолютно ясный: открытый, доброжелательный, демократичный. Но подчеркивал при этом, что Кабалевский был «трудным» человеком, и работать с ним было не просто.

Он внёс также вклад в область музыки для детей и юношества. Выступал как пианист и дирижёр с исполнением своих произведений. В середине осени 2016 г. в музыкальной жизни столицы появился новый молодежный проект OPUS UNIVERSUM.

Самостоятельную работу начал в 1922 г. (тапер в кинотеатрах, аккомпаниатор, секретарь и управляющий делами музыкального техникума имени А. Н. Скрябина). В последнее время появились статьи, в которых выражается сомнение в масштабе вклада Д. Б. Кабалевского в музыку. Композитор вел с детьми обширную переписку, частично опубликованную в книге «Дорогие мои друзья» и других изданиях.

Значение творчества и просветительской деятельности Д. Б. Кабалевского огромно. Десять сонетов Д. Кабалевского // Советская музыка. На основе этого последнего произведения для сцены Д. Б. Кабалевский в том же 1956 г. представил слушателям сочинение «“Ромео и Джульетта”. Все эти и многие другие песни написал очень добрый, умный человек, композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.

Читайте также:

Читаем еще: