Бывают ли оркестры без дирижера?

На самом деле основная работа дирижера (как и у любого музыканта) проходит до концерта. Ну как бы дирижер и играет. 5.То есть звучание одного и того же сочинения зависит от того, кто дирижирует? DE I: Есть ли хорошие дирижеры?

И мы попросили Алексея Мунипова из проекта Arzamas написать карточки о дирижерах. Сообщества музыкантов, играющих ту или иную музыку, известны с глубокой древности, и, конечно, у этих ансамблей часто были свои формальные или неформальные лидеры.

Дирижеры начали использовать палочку в начале XIX века и, судя по описаниям, палочки эти поначалу были довольно увесистыми. Однако этим задачи дирижера, разумеется, не ограничиваются: он отвечает за все параметры исполнения, за то, чтобы все было объединено единым темпом и настроением. Этим дирижер и занимается на репетициях, разбирая, иногда очень въедливо, партитуры с музыкантами, пока не будет удовлетворен звучанием и общим смыслом сочинения.

Бывают ли оркестры без дирижера?

Именно. Два разных дирижера могут исполнить одну и ту же симфонию очень похоже (хотя и никогда — идентично), а могут — совершенно по-разному. В XX веке многие дирижеры не избежали соблазна управлять своими оркестрами, упирая на диктат, давление и атмосферу страха.

Когда в оркестре появился дирижер?

Но даже безукоризненно воспитанные дирижеры способны умертвить музыканта одним взглядом. Уже к началу XX века дирижеры были настоящими поп-звездами, с гастролями и невероятными гонорарами. Развитие самолетных сообщений этот процесс только усилило: теперь дирижер мог управлять не одним, а несколькими оркестрами в разных странах, летая с репетиции на репетицию.

Нет. Это вопрос исключительно психофизиологии и общей внятности дирижера. Впрочем, в 2008-м году музыкант Петр Айду возобновил работу Персимфанса, и теперь на игру оркестра без дирижера могут посмотреть все желающие. Каждый музыкант в оркестре — профессионал своего дела, который по памяти и партитуре может безукоризненно отыграть свою партию.

Оркестр — огромный коллектив, доходящий до 120 человек. Опираясь на опыт, профессионализм и интуицию, каждый из музыкантов имеет свое представление о том, как нужно играть отдельные фрагменты в своей партии. Не замечали ли вы, что под руководством разных дирижеров исполнение оркестром одного и того же произведения тем не менее звучит не одинаково?

Оркестр должен подчиняться дирижеру, быть ведомым им, чтобы звучать стройно и согласованно, чтобы зритель мог в полной мере насладиться профессиональной музыкой. Чтобы из какофонии звуков, издаваемых десятком, а то и сотней инструментов, получилась чистая мелодия, чтобы игра огромного коллектива была гармоничной, как единое целое, нужен дирижер.

Когда дирижеры стали звездами?

Безусловно, дирижер должен иметь большую фундаментальную базу знаний, высшее дирижерское образование, специализированные навыки и знания. Но подчас психологические качества выходят для дирижера на первый план в сравнении с профессиональными знаниями и умениями. Дирижер — это мастер убеждения и внушения, знаток психологии отношений, который может найти нужный подход и правильные слова для каждого исполнителя в большом коллективе.

Есть аниме — Nodame contabile, оно замечательно показывает зачем нужны дирижеры и как вообще происходит работа над музыкальным произведением. Ну и ко всему этому дирижер показывает громкость, замедление, ускорение. Бывало, что дирижеров было несколько — в опере хормейстер мог управлять певцами, а концертмейстер — оркестром.

Читайте также:

Читаем еще: