Чайковский — Рахманинов — Зилоти. Творческие и дружеские связи.

П. И. Чайковский и А. И. Зилоти часто бывали у Н. С. Зверева. Летом 1891 года С. В. Рахманинов с помощью А. И. Зилоти занимался переделыванием четырехручного переложения балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». Но переложение балета, сделанное Сергеем Рахманиновым, П. И. Чайковскому не понравилось.

Александр Ильич Зилоти (1863–1945) — двоюродный брат С. В. Рахманинова, замечательный пианист, общественный деятель, дирижер был учеником Н. С. Зверева и Н. Г. Рубинштейна. В доме Зверева Зилоти жил все восемь лет своего пребывания в Московской консерватории. У Петра Ильича Чайковского Зилоти проходил курс гармонии.

Знакомство Чайковского и Третьякова, состоявшееся перед свадьбой брата Анатолия в 1882 году, быстро переросло в дружбу. В начале 80-х годов 19 века А. И. Зилоти был одним из перспективных молодых пианистов.

А. И. Зилоти и его исключительное пианистическое мастерство делали его положительно кумиром публики». А. И. Зилоти привлекал своим человеческим обаянием, добротой, отзывчивостью, живостью темперамента, доходившей, бывало, и до вспыльчивости. У Петра Ильича была традиция после спектакля ужинать в недорогом ресторане, беря с собой студентов и своих музыкальных друзей.

С большой теплотой и симпатией относился Чайковский к Саше Зилоти. Их связывали творческие и дружеские отношения. А вот запись о концерте в Лейпциге: «Исполнение (трио) (К. Галир, К. Шредер, А. Зилоти) было образцовое… Э. Грига и его жену». 6 ноября в Москве Петр Ильич дирижировал в концерте А. И. Зилоти «Славянским маршем», антрактом и танцем сенных девушек из оперы «Воевода».

8 ноября 1891 года он писал А. И. Чайковскому: «Овации были горячие. Новая вещь „Воевода“ оказалась, в сущности, очень неудачной, так что я ее уничтожу».

Однако, А. И. Зилоти будучи собственником оркестровых голосов «Воеводы» заботливо спрятал их. После кончины Петра Ильича партитура была восстановлена и издана фирмой М. Беляева в Лейпциге. П. И. Чайковский доверял Александру Зилоти корректуру и переложения для фортепиано своих произведений. По поводу нового, второго издания симфонической фантазии «Буря» в письмах к А. И.Зилоти от 11-го и 14-го июня 1891 года П. И. Чайковский сокрушается, что «нашел большое количество грубых ошибок…

Очень может быть, что среди волнений, сопряженных с экзаменами и ссорой, ты не имел возможности с полным вниманием предаваться скучной и тягостной процедуре корректирования. Но мне даже совестно думать, какую обузу ты взял на себя корректурами моих сочинений, и я нисколько не удивлюсь, если под конец учебного года твоя энергия в отыскании ошибок несколько ослабла».

Чайковский — Рахманинов — Зилоти. Творческие и дружеские связи.

Они то совсем не выставлялись, то выставлялись не так и не там, где следует. Симфоническая фантазия «Буря» была написана П. И. Чайковским за десять дней в деревне Усово Тамбовской губернии в имении своего ученика и друга В. С. Шиловского. Однако А. И. Зилоти все-таки значительно переделал концерт, внеся ряд сокращений и перестановок. В редакции А. И. Зилоти 2-й концерт был издан П. И. Юргенсоном в 1987 году в партитуре, оркестровых голосах и переложении для двух фортепиано уже после смерти композитора.

Но, «к счастью, в Лейпциге нашлись два близких мне человека с русскими добрейшими женами и у них я нашел нужную нравственную поддержку. Я как ребенок, нуждаюсь в ласке и без нее ничего не могу предпринять. Эту ласку я нашел у них в преизобилии». Петр Ильич делился с А. И. Зилоти своими творческими радостями: «Я блаженствую, работа идет хорошо. В период подготовки второго издания «Бури» А. И. Зилоти покинул Московскую консерваторию, в которой проработал несколько лет (1888–1891) из-за конфликта с тогдашним директором В. И. Сафоновым.

А. И. Зилоти делал переложение балета для фортепиано в две руки, а также занимался подбором номеров для двух сюит (1889–1890). Исключительна была его роль в формировании художественного мировоззрения музыкальной молодежи. Его заветы жили в классах С. И. Танеева, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова. Благодаря ему в Московской консерватории был высокий профессиональный уровень теоретического образования учащихся специальных и исполнительских классов.

Биография великого пианиста и композитора С.В. Рахманинова

Многих подробностей, поневоле пропущенных в клавираусцуге, но совершенно удобных и возможных для четырех рук нет!..». Петр Ильич просил А. И. Зилоти оказать ему дружбу и заняться «обстоятельным пересмотром и корректированием балета».

А в письме к Н. Скалон от 14 августа 1891 года С. В. Рахманинов сообщает, что «балет уже весь переправлен». Интерес к опере проявило руководство Большого театра, и было решено ее поставить в следующем сезоне. С. В. Рахманинов же обратился за советом к Петру Ильичу.

Слышал консерваторский спектакль (очень удачный) и Сережину оперу. Она прелестна». Поэма всем очень понравилась и, в особенности, Петру Ильичу, восхищавшемуся ее колоритностью», — вспоминал М. М. Ипполитов-Иванов. Современники отмечали глубочайшее постижение самого духа музыки П. И. Чайковского, правдивость толкования замысла композитора, новизну и свежесть трактовок. Потрясающим по душевному подъему и пластической завершенности формы было исполнение Пятой симфонии.

В лето 1941 года С. В. Рахманинов вновь обратился к кумиру юности и сделал транскрипцию для фортепиано его «Колыбельной» из серии романсов. В 1986 г. поступил и в 1990 г. окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у Элисо Вирсаладзе. У нас в Омске была библиотека им. Феоктиста Березовского, местного известного писателя. И вот в те же 90-е годы идет мимо старушенция, читает вывеску и ругается: «Мать твою растак, в честь этого <удалено цензурой> уже и библиотеку назвали!

Слова П. Синявского Дорога мастеров. В октябре 1891 года он получает письмо от А. И. Зилоти с просьбой прослушать Первый фортепианный концерт С. Рахманинова. В октябре 1892 года П. И. Чайковский приобрел вышедший из печати клавир «Алеко», о чем сообщил в письме А. И. Зилоти: «Опера Рахманинова, которую я приобрел, мне очень нравится. В это время А. И. Зилоти с семьей жил в Лейпциге. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,- писал он своему брату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается.

Читайте также:

Читаем еще: