ДОБРЫНИНА — АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА

В их число попала Александра Пахмутова. Числилась-то она по классу фортепиано, и в аттестате зрелости, выданном Александре Пахмутовой весною 1948 года, именно игра на рояле была названа «специальностью». Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. Александра Пахмутова и её соавторы-поэты умеют нащупать тему, волнующую широкий круг людей, тему, в которой есть над чем поразмыслить.

В письмах, обращенных к Пахмутовой, мало таких, что содержат одни восторженные признания. Вера Леопольдовна советует Пахмутовой написать симфоническую сюиту под условным заголовком «Из жизни В.И.Ленина». Дружба с Лианой Гениной, начавшаяся ещё в школьные годы, продолжается и по сей день, — рассказывает Александра Николаевна.

Первые мелодии написала в трёхлетнем возрасте. С 6 августа 1942 по 1943 — в эвакуации в Караганде. С ними едет на комсомольские стройки молодёжь, их любят напевать люди среднего и старшего возраста, дети. Их исполняют в самодеятельности и включают в свои программы певцы-профессионалы. Лучшие песни композитора опираются на ясные и точные литературные образы, выраженные ёмкими и свежими стихами.

Песенное мастерство Александры Пахмутовой имеет прочные традиции. Эдуарда Колмановского, с равной степенью художественной выразительности выражающего себя в сферах бытовой лирики и гимнического пафоса. У композитора всегда есть глубоко продуманный замысел песни, в котором все просто, строго, собранно: форма, мелодия, гармонические средства, ритм, фактура, оркестровка.

Пахмутова тяготеет к большим гражданским темам, воплощая их предельно лирически. Наиболее сильное и яркое в её творчестве — это область задушевной, искренней песни-исповеди, песни-беседы, песни-размышления, пронизанных русскими народными интонациями и ритмикой.

Тема труда, к которой нередко обращается Пахмутова, имеет также прочные традиции в советской песенной музыке. Вспомним хотя бы трогательную лирическую песню «Книгоноша», с её простодушными, детски доверчивыми интонациями (слова В.Кузнецова) или же песню «Машинист».

Письма, которые идут непрерывным потоком к Пахмутовой, говорят прежде всего о признании и о любви, которые завоевало творчество композитора

Это качество справедливо отметил в ноябре 1957 года композитор Дмитрий Кабалевский, выступавший на творческом форуме, посвящённом молодёжи. Александра Пахмутова… — говорил он, — сочиняет во многих жанрах и всегда умеет точно определить свои замыслы и найти точные средства для их воплощения. В словах Д.Кабалевского была, вероятно, известная доля преувеличения.

В жизни весёлый и остроумный собеседник, Пахмутова, выступая перед аудиторией, вовсе не стремится выставить самоё себя в каком-то неожиданном, новом ракурсе

Откуда только не получает Пахмутова писем, о чём только ей не пишут! Просят выслать ноты и записи полюбившихся её песен, просят рассказать о себе, приехать и выступить с концертом и беседой. Просят продолжить песенную галерею портретов простых людей со скромными и в то же время трудными профессиями.

Я никуда никогда не писала, ни в одну редакцию газет, тем более на радио, — читаем мы в письме Н.П. Поповой из Севастополя. Чувство благодарности композитору за его искренние, доходчивые песни вызывает у многих желание ответить такою же откровенностью в письме.

Тот, кто выражает свою благодарность и любовь, обязательно что-то предлагает и советует, о чем-то настойчиво просит композитора, словно близкого человека. Иногда авторы писем высказывают различные, противоположные взгляды на ту или иную песню Пахмутовой. Ваша песня про Мамаев курган очень справедливая, — пишет женщина, у которой в этих местах погиб брат. — Но слушать её невозможно, просто сердце разрывается.

Почему такие равнодушные люди ни в песнях, ни в стихах не критикуются, почему у них мало спрашивают, как они себя ведут?.. Как, например, сильный поток людей в 1942 году двигался с Донбасса на Лозовую, а оттуда в Синельниково. Как люди шли и шли, с маленькими детьми на руках, не зная, как укрыться от врага, не зная, как жить дальше. Есть письма, проникнутые желанием подсказать что-то композитору в его творческих поисках. Я вспоминаю Вашу «Нежность» и другие вещи и считаю, что Вы могли бы при желании создавать и крупные произведения», — пишет из Иванова бывшая учительница, пенсионерка В.Л.Штюрмер.

Близкие этому письму мысли излагает В.М.Григоренко, доцент Новочеркасского педагогического института. Конечно, можно думать, что это Ваше личное дело, и только. Огромная радость — обрести в своих слушателях умных, чутких и требовательных друзей. Но это — и огромная ответственность. И композитор стремится откликаться на просьбы, заявки и предложения. Возможно, пройдут годы, прежде чем Пахмутова ответит творчеством на некоторые просьбы своих слушателей.

И ещё одна черта Пахмутовой как художника. Это было 21 января 1938 года: отец и дочь Пахмутовы сыграли в четыре руки первую часть соль-минорной симфонии Моцарта. В творчестве Александры Пахмутовой сложилась своя определённая система выразительных средств, своеобразная их символика.

Читайте также:

Читаем еще: