Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)

В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент. Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. 1. Скрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями.

Звук в старинной трубе извлекался свободно и с высокой степенью точности, поэтому даже при употреблении довольно ограниченного набора вспомогательных приёмов играть на ней можно было вполне быстро. Первой попыткой, которая датируется примерно XVIII веком, явилось намерение применить к трубе приём «закрытых звуков».

Указанные недостатки стали причиной того, что уже в первой четверти XIX века труба-полумесяц полностью вышла из употребления. Окончательное завершение эпохи натуральной трубы связано с изобретением вентильного механизма, принципиально схожего с современным. По сути своей труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей.

Сурдина для классической трубы (груша) — грушеобразная болванка из никеля, вставляющаяся в раструб. Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: клавишные, струнные, духовые, язычковые, ударные,а также симфонические.

Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением электрических устройств), это резонатор. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте.

В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально. Механические музыкальные инструменты известны со времён позднего Средневековья. Многие композиторы либо писали музыку для механических музыкальных инструментов (Г.Ф. Гендель…), либо имитировали звучание музыкального автомата (знаменитая «Музыкальная шкатулка» А.К. Лядова). Наряду с сугубо электронным синтезом звука, в XX веке широко распространилось оснащение акустических музыкальных инструментов (разновидности гитары, клавикорд и др.) адаптерами, контроллерами и т.п.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии.

В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». Трубы делают из латуни или меди, реже — из серебра и других металлов.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов). С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла.

В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназначающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония).

Читаем еще: