Ефимов Борис Григорьевич

И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В 1958–78 гг. был артистом балета Большого театра. Борис Ефимов — танцовщик классического балетного репертуара. Борис Фридлянд родился в Киеве в семье Ефима Моисеевича Фридлянда (1860—1945), ремесленника-обувщика, и Рахили Савельевны (1880—1969).

Жена Марианна Рыжкина (1970) — солистка Большого театра, дети Клим (1992) и Глебу (1998). Рыжкина Марианна Альбертовна — Прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов артистов балета (им. Сержа Лифаря в Киеве и в Японии г. Осака).

Борис начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис — иллюстрировал. Она видела, когда человек врет, и в своем окружении не терпела врунов. Позже она сказала мне выучить «Гибель розы»: в Большом театре должен был быть концерт и сразу — гастроли в Швеции.

Дебютировал в партии Коралла («Конёк-Горбунок»). М. М. Плисецкая, первое исполнение), Тригорин («Чайка»), Коррехидор («Кармен-сюита»), Артынов («Анюта»).

Ефимов Борис Григорьевич

Танцовщик благородной, мужественной формы, мастер поддержек. В Америке поставил спектакль «Кармен-сиюта» в редакции Плисецкой. Его хараткеристике соответствуют образы мужественной и благородной героической формы. Он прославился как мастер поддержек.

Победительница конкурса «Золотая лира» 2004 (Женское лицо года, творческая элита Москвы).»Душа танца» 2016-Премия журнала «Балет». Я с большой опаской начала с Марьяшей репетировать, хотя, честно говоря, сильно сомневалась в успехе. И вот когда мы начали работать, я увидела, как из гадкого утёнка она постепенно превращается в настоящего лебедя. В «Жизели» Марианну сначала тоже «не видели», долго эту роль не давали.

Марианна первая исполнительница в Большом театре партии Катарины в балете Дж.Кранко «Укращение строптивой». Первой исполнительница партии Анастасии в балете «Царь-рыба» Владимира Пороцкого по мотивам произведения Виктора Астафьева на сцене Красноярского театра оперы и балета (балетмейстер Сергей Бобров).

В 1915 году он оказался в Харькове — шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток. После ареста Михаила Кольцова, в конце 1938 года, художник был уволен из газеты «Известия» и вынужден был переключиться на работу в книжной иллюстрации (произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина). Проживал в Москве, по адресу Кутузовский пр., д. 1, в доме, построенном для сотрудников издательства «Известия».

2 мая в Мюнхене на 90-м году жизни от сердечного приступа умерла великая российская балерина Майя Плисецкая. Тем, кто смотрел ей на сцене глаза в глаза, а в зале вместе с ней работал до седьмого пота. Тем, для кого она была Майей Михайловной, а не «олицетворением» или «славой русского балета».

Майя Плисецкая в воспоминаниях партнеров по сцене

Шел 1968-й, мой третий год в театре, я работал в кордебалете, но уже танцевал сольные партии. Был я тогда высокий, кудрявый блондин — и вот на классе подходит ко мне Майя и говорит: «Я бы хотела, чтобы ты станцевал Ивана в «Коньке-горбунке»».

Танцовщик, педагог, балетмейстер

Майя всегда в центре, во главе процесса. Она человек эмоциональный, азартный, репетиции — это ее жизнь. Она могла сутками сидеть в балетном зале, вся отдавалась этому, была очень талантлива в работе. В паузах, когда нужно отдохнуть, Майя всегда что-то рассказывала, с ней было интересно, я бы даже сказал — очень весело.

Она была очень сильной балериной с точки зрения техники и апломба. Опыт и чувство дуэта у нее были потрясающие. Верхних поддержек в «Кармен» не так много, и она обожала их делать.

Избавлялась от них. Она могла работать только с теми людьми, которым доверяла. Поэтому люди, которые были рядом с ней, работали во всех ее спектаклях. Танцевать с ней было фантастически: когда она смотрела на тебя на сцене, у тебя внутри все закипало, несмотря на разницу в возрасте, разницу в положении.

Народный артист России

Однажды я, размахнувшись, не рассчитал направление и попал ножом ей в солнечное сплетение. Она и вправду чуть не задохнулась. Мне оставалось только следовать за ней, и это было так увлекательно! Всегда кокетливая, изящная, в ней было очень много французского.

Даму с собачкой» мы показали на 60-летнем юбилее Плисецкой и потом танцевали года четыре: в Большом каждый месяц, на гастролях

Года через три после моего поступления в Большой я получил партию кавалера на балу в «Анне Карениной» — там их четверо, каждый делает с Анной обводку. В антракте меня вызвали к завтруппой, он сказал мне все, что надо, и, как щенка — за шкирку, повел на сцену. А там Майя Михайловна. Я взял напрокат проектор «Украина», бобины с пленкой, днем и ночью крутил их дома, запоминал, вслушивался в музыку.

Ну и я не подхожу к ней, не спрашиваю ничего — как можно? Это же Плисецкая, понимаете? И ничего не могу с собой поделать: приседаю, поднимаю ее, а у меня в теле колотун. Надо было выбрать лучшие куски и соединить в пять дуэтов — как пазл. Получилось 50 минут чистого танца, у Майи Михайловны хотя бы один перерыв был, а у меня в это время — сольная вариация.

Я глотаю — и с утра как новенький. С одной стороны, хореография модерн — такой в Большом еще не было. С другой — Алонсо с Кубы, культурные связи развивать надо. Майя очень волновалась, это передавалось и нам, конечно. А потом мы танцевали «Кармен-сюиту» 20 лет. Майя всегда танцевала как в первый раз, с одинаковым накалом, эта роль была сделана ею раз и навсегда.

В 1966—1990 годах Ефимов — главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». В 1962-78 гг. был педагогом-балетмейстером Национальной балетной труппы и школы г. Торонто (Канада). Родился 24 декабря 1951 года в Москве. О Плисецкой-партнерше ТАТЬЯНЕ КУЗНЕЦОВОЙ и МАРИИ СИДЕЛЬНИКОВОЙ рассказали БОРИС АКИМОВ, ВИКТОР БАРЫКИН, ДЕНИ ГАНЬО, БОРИС ЕФИМОВ, СЕРГЕЙ РАДЧЕНКО. Среди его учеников солисты балета Большого театра Борис Акимов, Александр Богатырёв, Михаил Лавровский, Марк Перетокин, Борис Ефимов, Юрий Посохов, Морихиро Ивата и другие замечательные артисты.

Читайте также:

Читаем еще: