Краткая биография композиторов

Анатолий Константинович Лядов родился в 1855 году в Петербурге в семье музыкантов. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за непосещаемость. Анатолий Константинович Лядов — русский композитор, дирижер, педагог. Реальная причина малой продуктивности композитора — в отношении Лядова к музыкальному искусству.

Два года спустя Лядов восстановился в консерваторию и успешно её окончил, после чего в том же году был приглашён туда преподавать. Обращение Анатолия Константиновича к духовной музыке сравнительно невелико — это обработки духовных стихов и сборник «Десять переложений из Обихода». Именно в 1876-м году Лядов закончил свое первое фортепианное сочинение – «Бирюльки».

Краткая биография композиторов

Лядов (вместе с Н.А.Римским-Корсаков и А.К.Глазуновым) был одним из главных музыкальных консультантов Беляева. Около семи часов вечера 15-го августа 1914-го года Анатолия Константиновича не стало… В своем письме к Беляеву Лядов писал: «Мой милый, дорогой Митрофан!..

Красота вообще и музыкальная красота, в частности, были для Лядов тем божеством, которое давало смысл, и притом единственный, всей его жизни… Сам Лядов писал о себе в одном из писем: «Таков уж «карактер»: так сделать, чтобы каждый такт радовал».

По заказу Дягилева Лядов заново оркестровал некоторые номера для балета Фокина на музыку Шопена — премьера «Сильфид» состоялась 2 июня 1909 года в Париже, в театре «Шатле». Стремясь к тому, чтобы «…каждый такт радовал», Лядов достаточно медленно работал над своими произведениями. Согласно ещё одной, более ранней версии, Лядов даже не приступал к партитуре балета, так как назначенный Дягилевым срок не учитывал темпов его работы — поэтому композитор сразу же ответил отказом.

Лядов был участником Беляевского кружка. К ученикам Лядова принадлежали многие советские композиторы: Б. Асафьев, В. Дешевов, С. Майкапар, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев и другие.

В сентябре того же года Лядов был приглашен в Консерваторию преподавателем теории музыки

Лядов сочинил много пьес для фортепиано, чаще всего не больших, но всегда лаконичных и мастерски отделанных. Хороши его «Детские песни» на народные тексты — здесь Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд живых сцен: «Земелюшка-чернозём», «Плетень», «Окликание дождя» и другие. Лядов развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Особое место в жизни Лядова занял Митрофан Беляев, их связывали очень теплые дружеские отношения и взаимное уважение.

Беляев оказывал большую моральную поддержку Лядову, издавал его сочинения, и после смерти Беляева в 1903-м году композитор получал по завещанию пенсию, которая стала для него некоторым подспорьем.

Эта легенда появилась еще при жизни композитора, а затем множилась в многочисленных публикациях вплоть до наших дней, в том числе в рецензиях на компакт-диски и даже в аннотациях к компакт-дискам. Но для того чтобы сочинять, Лядов должен был быть свободным от каких-либо материальных обязательств!

По словам Виктора Вальтера, «искусство было для Лядова самым священным из всего существующего… Лядов мог творить только по внутренней потребности». Внимательно изучая музыку Лядова, понимаешь, с какой тщательностью, точностью и вниманием к каждой детали и каждой ноте они созданы. В каждом опусе Лядова мы видим строгую чистоту работы. Конечно, при таком отношении Лядова к музыке и к процессу сочинения, требовавшими много времени на создание законченного произведения, количество созданного композитором не так велико.

Умер Лядов 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка Новгородской губернии. В 1879 году он приступил к дирижерской деятельности, продолжавшейся до 1910 года. С 1884 года Лядов стал преподавателем в инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Основателем династии был дед Анатолия, дирижер Николай Григорьевич Лядов (1777-1839).

Читайте также:

Читаем еще: