Методическая разработка «Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником»

Так же как и речитатив, кантилена — особый тип мелодии. Вопрос об установке корпуса в пении следует рассматривать с двух сторон-с точки зрения эстетической и с точки зрения влияния позы на голосообразование. Вслушайтесь в красоту и светлую грусть этой «бесконечной» мелодии. В кантилене никогда нельзя предсказать, как развернётся форма. Отсюда и впечатление «бесконечной» мелодии.

Музыкальные фразы в кантилене могут не совпадать с фразами текста. Но эта радость не бурная, а тихая и нежная, очень спокойная. Кантилена бывает не только вокальная, но и инструментальная.

И никакой «бесконечной» мелодии. В четвёртой фразе начинается новое «восхождение», стремительное по ритму (шестнадцатые), но постепенное и «извилистое» по интонации. И — новая вершина!

Попробуйте и вы сочинить продолжение к первой фразе Полонеза Огиньского, стараясь и не очень повторяться, и не слишком блуждать в потёмках. А для этого потренируйтесь на очень простых и знакомых примерах. Однако чаще всего в комплексе поступающего есть много недостающих качеств, и комиссии приходиться надеяться на их развитие в процессе занятий. Как говорят, “растерялся”, “не успел собраться” и т. д. Другие поступающие могут произвести самое лучшее впечатление, хотя в действительности обладают рядом существенных недостатков.

Это тоны, наиболее легкие и звучащие свободно, естественно, ненапряженно, обычно находятся в середине полного диапазона. Большую роль в выявлении примарных тонов и естественного тембра голоса играет гласный звук, который наиболее удобен ученику. Громкое пение, как и тихое, чаще всего мало рационально для первых этапов работы над голосом. Кроме того в хорах весьма ценным голосом считаются басы – октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой, но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Гяурова, В. А. Петрова. Голос не достигает большой мощности, но обладает большой способностью нестись в зал, исключительной чистотой и прозрачностью.

Наблюдаются и переходы от одного типа голоса к другому у профессиональных певцов. Эти факты показывают, что в формировании профессионального звучания играют роль не только природные анатомо-физиологические данные, но и профессиональные приспособления.

Методическая разработка «Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником»

Всем известно , что петь сидя труднее, чем стоя, и что, когда певцы поют в опере сидя, они либо опускают колено со стула, либо стараются петь вытянувшись, полулежа.

Между тем и подбор музыкального материала, и показ, и объяснение, и обучение определенным движением – все это важно в процессе обучения. Педагог учит, показывая и рассказывая. Принцип “пой так, как пою я” сохранялся долгое время и в наши дни у многих педагогов является ведущим.

Метод показа голосом обладает и неоценимым достоинством. Прежде всего показ в вышей степени нагляден, заразителен и доступен. Каждый ученик должен понимать природу и специфику своего голоса. Это хорошо понимали и старые итальянцы.

Знакомясь с вокальной музыкой, вы узнали особый тип мелодии — речитатив. В речитативе на каждый слог падает одна нота, как в разговоре. Для кантилены характерны слоговые распевы, в которых одна гласная может распеваться на пять-шесть разных музыкальных звуков. В кантилене главное значение приобретает широта мелодической фразы. Часто фразы незаметно переходят одна в другую, создавая впечатление «бесконечной» мелодии.

8. Ещё один особый тип мелодии

Первые две фразы мелодии Шуберта отличаются ладовой устойчивостью. В них утверждается основная тональность — си-бемоль мажор. Подчёркивание светлого мажорного лада создаёт образ радости, которым наполнено всё произведение.

Это спокойствие создаётся медленным темпом и широкими мелодическими распевами. В отличие от чёткой маршевой или танцевальной музыки, где часто повторяются короткие мотивы и фразы или ритмические фигуры, здесь нет точных или ритмически точных повторений. Каждая фраза добавляет в мелодию что-то новое, происходит непрерывное мелодическое развитие.

Наверно, вы обратили внимание на удивительную широту и напевность его первого раздела. Это инструментальная кантилена. В общем, ничего, хотя немного однообразно. Но в самом начале следующей, третьей фразы мелодия «перепрыгивает» эту кульминацию более широким скачком, подчёркнутым выразительным форшлагом. И сразу начинается постепенное успокоение, медленное заполнение этого скачка плавным движением вниз. Но острый пунктирный ритм сохраняет внутреннее напряжение.

Последняя фраза почти точно повторяет предыдущую (первое повторение в этой мелодии), но октавой выше. Ещё выше! Но в конце она опускается к тонике и завершает период. Если внимательно прислушаться, можно услышать перекличку между первой и последней фразами.

И ещё один пример — из очень известного произведения великого русского композитора Рахманинова Вокалз. Это очень русская музыка, навеянная бескрайними российскими просторами и протяжными песнями. Первый мотив из трёх звуков — своеобразное «зерно», которое постепенно «прорастает» в мелодии. Ритм этого мотива всё время повторяется — только уже на других звуках, которые расцвечивают его разными красками.

Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой. Вы узнали и услышали основные типы вокальных мелодий. В речитативе музыкальная интонация сближается с речевой и подчиняется словам.

Читайте также:

Читаем еще:

  • Варган — ВикипедияВарган — Википедия Варган был распространен и в Европе. Позднее появился дуговой двуязычковый варган.Варган - самый древний самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. […]
  • Звездный путь актрисы Людмилы Гурченко, фильмографияЗвездный путь актрисы Людмилы Гурченко, фильмография Людмила Гурченко, последнее интервью, клип и похороны. Людмила Марковна Гурченко появилась на свет 12 ноября 1935-го года в украинском городе Харькове. […]
  • Краткая биографияКраткая биография Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Тукай сотрудничал в них и выступал с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые […]