О бедном оркестре замолвите ноту

И подрабатывают кто где. Леонтович, например, будучи первой скрипкой оркестра, еще трудился уборщиком в парикмахерской. В состав симфонического оркестра входит до 100 музыкантов, играющих на разных инструментах.

И, похоже, этот концертный комплекс – настоящий шанс сохранить профессию музыканта в Ярославле. Но оркестр этот любительский, то есть бесплатный, музыкантам сейчас жить тяжело, и автор считает, что «оркестр надо спасать, если он развалится, уже не соберешь».

В группу деревянных духовых инструментов также входят кларнеты и фаготы

Много это или мало? В прошлом году зарплата начинающего музыканта в филармонии была около 8 – 9 тысяч рублей. Сумма складывалась из оклада в четыре тысячи, губернаторской надбавки в размере оклада и выплаты за стаж работы. С одной стороны, у работников бюджетной сферы она в среднем в ноябре 2008 года составила 12 тысяч рублей.

И это неплохо! Но музыканты приводят в свою защиту аргумент: чтобы просто поддержать мышцы в тонусе, им надо полтора часа в день играть помимо репетиции. Один только концерт Чайковского для скрипки с оркестром длится 40 минут! – поясняет Вадим Леонтович, скрипач симфонического оркестра.

Только за семь лет обучения в музыкальной школе надо купить четыре скрипки. Влезает в долги, берет кредиты. Но купить скрипку – этого мало. Струны к ней стоят по 2 – 3 тысячи, канифоль и волос для смычка – еще тысячу. И все это за свой счет. Потеря скрипки – просто трагедия. В прошлом году в Собиновское училище пришел только один человек учиться играть на скрипке: прерывается вливание свежей крови в профессию.

Быть в Ярославле струнником – это почти приговор. Единственное место, где может трудиться человек со смычком – симфонический оркестр. Выглядит это стильно и чинно. В Ярославле очень любили ангажировать Валерию Соснину. Сильная скрипачка, которая могла и музыку в современной обработке исполнять.

Как­то одну ярославскую скрипачку приглашали играть в ресторане. Одно из условий работодателя – «если что, придется и на коленочки гостям присесть». Для меня игра в ресторанах – не работа. Одно дело, когда играешь в серьезном ресторане. В моем детстве заниматься мальчику в музыкальной школе было стыдно. Пока все гоняли в футбол, несчастные «ботаники» пиликали на скрипке. Потому что издревле в России гулянья проходили под гармошку и память предков еще живет в нас. К тому же инструмент громкий и портативный.

Гитара – королева небольших уютных компаний в современных небольших квартирах. Последние имеют просто колоссальный спектр применения: симфонические, духовые, военные, муниципальные оркестры. Духовики могут выступать в группах, ансамблях любой направленности. В Ярославле много баянистов лучше меня, но они концертные музыканты. Действительно, грянет вдруг повеселевший народ «под крылом самолета о чем­то поет», и баянист может с лету подхватить эту мелодию.

Вот за это и ценят, и приглашают на корпоративы, юбилеи. Единственный народный оркестр – «Струны Руси». Выступать соло на балалайке – из области фантастики. Но народная музыка не в особом почете сейчас. Разве что пытаться вклиниться в праздники или другие мероприятия, где она может прозвучать. Один симфонический оркестр на весь Ярославль – это мало. Нужно, чтобы было два­три. Как говорят в оркестре, на зарплату двух профессиональных хоккеистов можно содержать весь оркестр.

У них дают 1 – 2 концерта в месяц. В Ярославле – 10 – 12! Остается только решить, надо ли сохранить профессию скрипача? И того 28 видов инструментов. Современному симфоническому оркестру подвластны все темпы и оттенки звучания, любые технические сложности.

Струнные — скрипки, альт, виолончель и контрабас, заменившие в симфоническом оркестре старинные виолы, оказались самой важной оркестровой единицей. Если духовики симфонического оркестра практически все имеют подработку в других трех оркестрах Ярославля – муниципальном и двух военных, то струнники – «черная кость». За границей все иначе: в нормальном оркестре скрипку дешевле 25 тысяч евро встретить трудно. И, конечно, ни один симфонический оркестр не может обойтись без ударных инструментов.

Читаем еще: