Певческие голоса в опере

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). Бас — самый низкий мужской голос с диапазоном от F («фа» большой октавы) до f1 («фа» первой октавы).

Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения. Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами.

Основой классификации певческого голоса является его высота

Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным. Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто).

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой. Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

В Миксте у мужского голоса преобладает грудной характер звучания, у женского — головной

Это бас-профундо, иногда певцов с таким голосом называют также октавистами, так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями.

В свою очередь каждый из этих голосов может делиться еще на несколько, тогда это уже будет называться дивизи (divisi) — см. раздел Хоровые термины. Ниже мы рассмотрим каждый из голосов в отдельности. Для каждого бужет также голоса указан диапазон звучания. Итак, наш небольшой терминологический путеводитель по голосам. Виртуозная подвижность любого хорового голоса (в т. ч. и баса) желательна в каждом квалифицированном хоре; она помогает выработке легкости звучания, точности интонирования.

КОНТРАЛЬТО (итал. contralto — низкий женский голос; диапазон от фа малой октавы (ниже — редко и преимущ

В хорошо поставленном голосе необходимо смешение основных регистров (грудного и головного) на всем диапазоне, причем по направлению вверх увеличивается головное звучание. Роль Микста особенно важна у мужских голосов хора; в частности, у теноров звуки 1-й октавы должны быть микстовыми. Вследствие частого применения в хоре (особенно в мужских) высокой тесситуры важно умение теноров пользоваться фальцетом и микстом.

В этих видах голосов выделяют определенные подвиды

Умение пользоваться Фальцетом для певцов (ради «экономии голоса») и для дирижера обязательно. Наиболее удобной и востребованной сегодня, известной ещё с XVI века, считается классификация вокалистов по полу и диапазону. По звучанию находится между басом и тенором.

Выделяют лирические (Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини) и драматические (Амонасро в «Аиде» Верди) баритоны. Современные фониатрические кабинеты оснащены оборудованием для микроларингоскопии, ларингостробоскопии, фиброларингоскопии, спектрального анализа голоса, микрохирургии гортани. Ведь в ней объединены вокально-инструментальняя музыка, драматургия, изобразительное искусство и нередко хореография. Как готовящиеся стать врачами, так и сами врачи должны бывать в опере, знать классический оперный репертуар, иметь прсдставление о певческом голосе.

Певческие голоса можно классифицировать различными способами. Подразделяется на два основных подвида: драматический и лирический. Существует множество систем классификации певческих голосов. Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием. Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тембр, или окраска, — важнейшее качество и выразительное средство голоса, особенно певческого.

Читайте также:

Читаем еще: