Плечевой пояс создаёт опору всем движениям рук в игре и обеспечивает большое разнообразие этих движений. С плечевым поясом связана верхняя часть руки — плечо.

Постановка левой руки должна обеспечивать свободу движения пальцев и лёгкость перемещения всей кисти по грифу инструмента при смене позиций. Понятие и техника исполнительского дыхания при игре на духовых инструментах, схема работы дыхательного аппарата. Наиболее трудным элементом исполнительского аппарата является постановка и движение рук в процессе игры на инструменте. Плавание». Ученик разводит руки в стороны и на счет «раз, два» сгибает их в локтях.

Фундаментальной основой, на которой и строится вся система технических навыков, как раз и является рациональная постановка исполнительского аппарата музыканта. Правая нога может располагаться также на голени в эпизодах, требующих предельной собранности и наибольшей свободы исполнительского аппарата.

Плечевой пояс создаёт опору всем движениям рук в игре и обеспечивает большое разнообразие этих движений. С плечевым поясом связана верхняя часть руки — плечо.

Домристы занимают почетное место в ряду музыкантов других специальностей. Средством же достижения этой цели является решение узкоспециальных задач, а также развитие технической оснащённости аппарата. Все нижеизложенные рекомендации основаны на обобщении уже освещенных в методической литературе положений и личном опыте автора работы.

Наибольшего технического уровня музыкант может достигнуть только при абсолютной свободе и естественности исполнительского аппарата, при устранении излишних физических усилий. В вопросах постановки рук необходимо избегать излишней косности, обучения механической, абстрактной постановке.

Прежде чем преступить к постановке рук и обучению игре на инструменте, педагог должен обучить ученика комплексу подготовительных упражнений. И, конечно, обязательно следить за тем, чтобы не возникало излишнего напряжения.

Листики». Ученик поднимает руки вверх и раскачивает в разные стороны, изображая, как колышутся листики на деревьях. Робот». Предложить ученику расслабить плечи, поднять их и напрячь весь корпус, представив себя роботом. Ученик должен прочувствовать степень напряжения мышц и ощущение легкости после их расслабления. Ученик поднимает руки до уровня груди и как бы «красит стенку». Здесь нужно обратить внимание на работу предплечья и ощущение свободы в запястье.

Поэтому запястье не выдерживает ни длительных и самостоятельных опорных движений, ни переносов на него большой нагрузки от плеча, при которых появляются «зажимы» и утомление в области предплечья.

Но прежде чем брать в руки инструмент, необходимо научить ученика правильно дышать. При таком дыхании грудь остается свободной, не опускается и не поднимается. Посадка должна быть удобной для учащегося, внешне собранной и подтянутой. Инструмент кладется на бедро правой ноги и прижимается корпусом исполнителя.

Наибольшее участие в движениях пальцев принимает пястно-фаланговый сустав.

Кисть левой руки (указательный и большой пальцы). Поэтому постановка правой руки должна быть не закрепощенной и статичной, а гибкой. Для правильной постановки правой руки необходимо подготовить руки к положению на инструменте. Ученик должен почувствовать тяжесть кисти и точку в конце броска. Который час». Упражнение для правильного подъема, округления и освобождения кисти. Нужно поднять правую руку, как будто смотрим на часы. Кисть должна свисать, а запястье оставаться свободным.

Нужно поднять руку и помахать кистью в разные стороны, как будто приветствуя кого-то. Внимание нужно направить на свободное и ровное движение кисти. Затем это движение нужно сделать на столе, собрав пальцы правой руки, как будто держим медиатор. При постановке правой руки для большей наглядности, особенно с начинающими учениками, нужно проделать следующее.

При постановке правой руки не нужно спешить. Включение медиатора в работу должно происходить вне инструмента. Кисть правой руки должна иметь округлую форму. Некоторые педагоги сравнивают кисть правой руки с куполом, шариком и т.д.

Первые движения руки на инструменте и ощущения ученик запомнит надолго. Важно, чтобы медиатор проходил струну легко и свободно, не застревая на ней. Первые движения производятся кистью от себя и к себе. Движения должны быть естественными, без участия предплечья.

Между звуками должны быть паузы, длящиеся столько, сколько нужно, чтобы успеть сбросить напряжение с руки. В дальнейшем такие паузы будут короче. В мышцах рук не должно быть напряжения. Для выработки свободных игровых движений Н.Ф.Олейников в разработке «О правой руке домриста» предлагает цикл упражнений.

Тремоло бывает трёх видов: кистью, кистью с предплечьем и тремоло всей рукой. В зависимости от характера исполняемой музыки нужно выбирать вид тремоло. Пальцы (1, 2, 3, 4) слегка развёрнуты вперед в направлении корпуса инструмента. Большой палец находится приблизительно напротив первого и второго пальцев.

Гриф лежит в углублении между большим и первым пальцами так, чтобы под грифом образовался просвет (для максимального уменьшения трения при передвижении руки по грифу). Ученику необходимо объяснить, что рабочих пальцев у нас четыре: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный и 4 – мизинец.

Необходимо следить за тем, чтобы большой палец сильно не прижимался к грифу. Это приводит к скованности левой руки и затрудняет смену позиций. Указательный палец более развит и выполняет различные движения и функции. Средний палец и безымянный в основном повторяют функции указательного пальца. А вот мизинец – это самый слабый палец и с трудом поддается развитию.

Зеркальце». Ученик свободно поднимает левую руку с разворотом кисти к себе. При этом пальцы полусогнутые, большой палец немного в стороне. Чтобы ученик не прижимал ладонь к грифу, можно ему сказать, что в руке лежит зеркальце. Колечки». Ученик ставит на стол на уровне глаз левую руку и из пальцев составляет «подзорную трубу», соединяя по очереди 1, 2, 3, 4 пальцы с большим. Иди сюда». Ученик манит к себе каждым пальчиком, согнув руку в локте. Нужно следить за тем, чтобы при движении одного пальца другие пальцы не сгибались.

Посадка является первоначальным этапом в комплексе постановки исполнительского аппарата. В первую очередь это постановка правой и левой рук, посадка исполнителя, устойчивое удержание инструмента, а также осмысленное и контролируемое исполнение. Скованность исполнительского аппарата, ограниченность технического развития характерны для многих поступающих в музыкальный колледж.

Читайте также:

Читаем еще: