Последние годы жизни Майи Плисецкой

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. В 1943 году обучение было закончено, и Майю сразу же приняли в штат Большого театра. В экранизации романа Льва Толстого«Анна Каренина» (1968) Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. В 1976 году балерина сыграла в фильме «Фантазия» по роману И. Тургенева.

В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом.

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906). В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Последние годы жизни Майи Плисецкой

В своих мемуарах Майя Михайловна писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани. Майя Плисецкая завещала развеять свой прах над Россией.

Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности.

Начало карьеры Майи Плисецкой

В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского.

Майя Плисецкая в большом кино

Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.

Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. К сожалению, в городе невозможно было продолжить обучение или заниматься балетом. Она снова была зачислена, но на этот раз — сразу в выпускной класс на курс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой.

Семья и детство Майи Плисецкой

Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку.

Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. А после того, как из театра на заслуженный отдых ушла Галина Уланова, Плисецкая стала прима-балериной и получила сольные партии. Правда не все гладко складывалось в карьере балерины. С главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем она не смогла поладить, и с годами это противостояние только усилилось.

В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались обвинить в шпионаже и в течение последующих пяти лет она была невыездной. Ну а затем последовали роли в кинофильмах-балетах: «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина».

Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса. В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом.

Станцевав партию «Жизели» в одноимённом балете, Майя Плисецкая безоговорочно стала прима-балериной Большого театра. Уже в 1938 году Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище.

Читайте также:

Читаем еще: