Работал над «Щелкунчиком», сам того не замечая

ЛАВКА СЛАСТЕЙ «КОНФИТЮРЕНБУРû дедушкином башмаке Маша и Щелкунчик прилетают в Конфитюренбург. Щелкунчик. Балет. 2007г. М.Шемякин. Щелкунчик. П.И.Чайковский. К балету «Щелкунчик» Михаил Шемякин сделал более тысячи эскизов. Щелкунчик вступает в бой и вновь одерживает победу. Художник, который вырос в Германии и с юных лет занимался Гофманом, попытался устроить настоящую гофманиаду.

Когда я вырос как личность и профессионал, танцевать в балете мне стало легче и приятнее. Концепция постановки мне все еще была незнакома, и я совер­шенно не мог представить, как все, что нарисовал художник, могло быть использовано в балете. Неудивительно, что именно в Петербурге, в Мариинском театре созда­вался балет по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

В своей постановке я решил их «очеловечить». Вводится новый персонаж — Крыселье — некий серый кардинал, который плетет интриги и вместе с Дроссельмейерам вторгается в судьбу Маши и Щелкунчика. Образ Щелкунчика также усложнен. Затем крысы-аристократы, одетые как гости ее родителей, танцуют и издеваются над ней в полутьме. Чело­век-муха вступает в бой со Щелкунчиком — таким об­разом удается избежать традиционного и довольно непонятного -объяснения- Щелкунчиком победы над крысиным войском.

Щелкунчик угрожает ему шпагой. Щелкунчик сражается с Кронпринцем. Машу и Щелкунчика встречает Фея драже с четырьмя сестрами Щелкунчика. Внезапно на Щелкунчика нападает Человек-Муха.

Работал над «Щелкунчиком», сам того не замечая

В порыве чувств она бросается к Щелкунчику и целует его. Щелкунчик превращается в Принца. Какое счастье, что я не работаю в балете! Я прекрасно знаю твои работы, и мне кажется, что минимум лет 30 ты работаешь над «Щелкунчиком», сам того не замечая». Этот же спектакль — прежде всего Шемякина, и только затем уже Чайковского, Гергиева, Симонова.

Авторы и постановщики

Мое знакомство со «Щелкунчи­ком» началось, как и у большин­ства учащихся Академии Русского балета им. Вагановой, с танцев в этом балете. Мне было в то время десять лет, и я только что начал учился балетному искусству.

Во время репетиций я не мог ничего запомнить, у меня не гнулась спина и были проблемы с ружейными приемами. Я был довольно тощ и не слишком высок — словом, не лучшим партнерам для балерины.

Позднее Миша объяснил мне, как он представляет себе балет, и я был поражен его видением, нового «Щелкунчика». Шемякин — просто «чудесный оратор»: он кра­сочно говорит, доказывая свои идеи с помощью эски­зов. Сам Миша — человек душевный, очаровательный, умный, сложный, замкнутый, общительный, сумасшедший, талантли­вый — словом, очень разный и очень похожий как на Дроссельмайера, так и на Щелкунчика. Три недели, проведенные в его имении около Нью-Йорка и заполненные долгими беседами и работой над проектом, стали для меня подлинным, подарком судьбы.

Мне бы хотелось, чтобы публика покидала театр после нашего балета измученной и счастливой. Нет места на земле, где так любят Сказки Гофмана как в Петербурге. И в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем иска­женное и подзабытое. Это — королевская семья, крысиная аристократия, военные и простой народец. Высшее кры­синое общество элегантно, облачено в мантии, мунди­ры и камзолы, их головы венчают роскошные парики.

Дальше действие переходит в гардеробную, где суп­руги Штальбаумы готовятся к празднику. Здесь зритель уже видит дам глазами Маши — все громадное, все серое, даже гардеробная с увеличен­ными шляпами, париками и платьями.

Во время пиршества в задней комнате Маша увидит на секунду родителей и их гостей, преобразившихся в пирующих зверей и воронов. Дети ведут себя непо­средственно и шкодливо. Один из подвыпивших гостей веселится с детьми на равных и иногда даже умудряет­ся перещеголять их в забавах.

О новом «Щелкунчике»

Это не деревян­ная игрушка, которую во многих балетах Маша носит на руках, а небольшой забавный и трогательный персонаж, стремящийся понравиться Маше и одновременно умеющий за себя постоять. С первого взгляда влюбившийся в Машу, он всячески старается сберегать ее от назойливых сорванцов и спасает ее от разбушевавшейся снежной бури в по­следующей картине.

Вернувшись в гостиную ночью, Маша видит странные птицеобразные существа, несущие часы с перепутанными цифрами. Карлы бросают елочный шар с изображением лица Дроссельмейера, и шар увеличивается с каждым броском.

Сцена вторая. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК Гостиная в доме советника Штальбаума

Одна из аллегорических фигур несет в руках «душу» ребенка. Сцена боя Щелкунчика с крысиным войском часто вызывала нарекания со стороны музыкальных критиков. Учтя эти замечания, я решил, что сражение между войсками Кронпринца и солдатами Щелкунчика должно быть захватывающим и одновременно органи­зованным: дым пушек, летящие ядра, сцены фехтова­ния.

На их пути очередное препятствие — снежная буря, которая слышится в музыке Чайковского, но почему-то с самого начала ставится как «гимн молодости» или лирическая пауза по пути к сказке. Только Короле­ва снежинок — в белом костюме с черным орнамен­том. По городу снуют проникшие в него крысята. У Гофмана в описании Конфитюренбурга говорится, что его жители народ веселый и шумный — любили собираться на площадях.

В гардеробную прибегают Маша и Фриц. Они мечтают получить новый наряд к празднику

Сладкоежка исчезает и веселье продолжается. Традиционный финал и апофеоз спектакля — пробужде­ние Маши и обращение всего предшествующего сказочного действия в сон. У Гофмана Маша покида­ет мир взрослых и навсегда переселяется в Конфитюренбург. В этом балете Машенька с Принцем остаются навсегда в Конфитюренбурге.

От Маши грубо отмахиваются.Наконец повара, кухарки и все семейство Штальбаумов уходят. Внезапно из всех щелей и дверей выползают крысы-хулиганы. Неожиданно появляется Дроссельмейер, крестный Маши, с заколдованным племянником – деревянной куклой Щелкунчиком.

Желая помочь Щелкунчику, Маша бросает в Кронпринца свою туфельку. Кронпринц замирает от неожиданности, и в этот момент Щелкунчик наносит ему решающий удар шпагой. Степень революционности нового «Щелкунчика» Шемякин определяет как «разумное сумасшествие для детей и взрослых». Не спит только Маша. Она тихонько пробирается в гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика.

Читайте также:

Читаем еще: