Раннее обучение музыке – путь в профессионалы

Первый исполнитель посвящённых ему сонат М. С. Вайнберга (№ 1 и 2 для скрипки соло, № 3 для скрипки и фортепьяно). Фихтенгольцу принадлежат концертные обработки, транскрипции, редакции, каденции, а также научно-методические работы и статьи.

Высокой гостьей первых двух конкурсов Чайковского была бельгийская королева Елизавета, патронесса знаменитого конкурса в Брюсселе. Брюссельский победитель 1951 года Леонид Коган неоднократно входил в состав возглавляемого Ойстрахом скрипичного жюри на конкурсе Чайковского. Наконец, третью премию в Брюсселе (1967) получил Гидон Кремер, ставший победителем IV конкурса Чайковского (1970).

Отмечая в 1958 году победу первого скрипичного лауреата «имени Чайковского» Валерия Климова, страна ликовала. Я прослушал всю программу в исполнении всех участников конкурса. Дома-музея Чайковского в Клину). Скрипач и педагог. Член КПСС с 1944. В 1925—36 обучался игре на скрипке у П. С. Столярского в Одессе. В 1938 окончил Московскую консерваторию у А. И. Ямпольского, в 1941 — аспирантуру при ней у М. Б. Полякина.

Под ред. Ю. В. Келдыша. Подавляющее большинство известных музыкантов, особенно скрипачей и пианистов (исключения подтверждают правило), начинали заниматься игрой на инструменте в 5-6 лет. Или даже раньше. Дело не только в том, что в раннем возрасте связки и мышцы наиболее мягкие и податливые, но и в особенностях детского восприятия. Мы знаем, например, как легко маленькие дети выучивают иностранные языки. Они буквально впитывают их как губка. То же самое, но ещё в большей степени, относится и к музыке.

Кстати, вспомните, что в музыкальной школе обучение игре на музыкальном инструменте так и называется — «специальность». В чём же разница? Не в фигуральном смысле этого слова, учитывая, что речь идёт о детях, а в самом прямом. В определённом смысле, отказ от лёгкого, бездумного, беззаботного детства. Весь класс после уроков идёт в зоопарк, а у тебя завтра концерт или экзамен, надо подготовиться.

Великий скрипач родился в Генуе (Италия), в бедной семье. Первым учителем был его отец, Антонио Паганини, мелкий торговец, умевший играть на мандолине, скрипке, гитаре. Антонио бил малыша за каждую ошибку по кисти руки длинной линейкой, запирал в чулан и не давал есть, пока тот не добьётся результата в том или ином упражнении. Иногда, в беспричинном приступе ярости, будил мальчика ночью и заставлял играть часами.

Удивительно, что такой изуверский «метод» обучения не вызвал у Никколо на всю жизнь ненависть к скрипке и к музыке вообще. Другой великий чудо-ребёнок вырос, в отличие от Никколо, в любви и материальном достатке. С четырёх лет маленький Моцарт и его музыкально высокоодарённая шестилетняя сестра Наннерль в течение долгого времени разъезжают с концертами по городам Европы.

Профессиональное обучение — это самоотречение

В автобиографической книге «Монолог пианиста» Владимир Крайнев рассказывал, как решение о его участии в конкурсе принимала лично Екатерина Фурцева. С 1990 года падение авторитета конкурса стало все более заметным. Идеальный оттепельный старт и уровень победителей 1960-80 гг. выглядели как живой укор терявшему престиж соревнованию. Отмена этого условия делала победы на следующих конкурсах все более убедительными. Занял первое место и получил первую премию молодой талантливый советский скрипач — Валерий Климов.

С 1941 — солист Московской филармонии, с 1947 г. преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, с 1970 г. профессор. С большим интересом я следил за подготовкой и проведением международного музыкального конкурса им. П. И. Чайковского в Москве. В 1958 году действовало условие освобождать от первого тура победителей крупных международных конкурсов.

Читайте также:

Читаем еще: