Шлемовидные гусли

Очень напрашивается предположение о том, что гусли с игровым окном это потомок северных лироподобных инструментов. Инструмент создан в XVI—XVII вв. на основе гуслей звончатых и шлемовидных. То, что этот инструмент — переходный этап между гуслями и лирой, — очевидно. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий.

Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и марийцы (черемисы). Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и музыкальная школа, созданная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Также называются яровчатыми (от слова явор (клён белый) — порода дерева, из которой изготавливается корпус гуслей, кроме еловой деки инструмента). Исторически самые первые виды гуслей. Наибольшее количество инструментов было встречено исследователями в Псковской и Новгородской областях.

Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, чаще 6-9, настроенных по ступеням диатонической гаммы (иногда в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. Долгое время в отечественной историографии доминировало мнение о древнерусском происхождении этого инструмента.

На данном этапе изучения этого вопроса исследователи придерживаются более осторожных взглядов, при этом указывая на возможную взаимосвязь гуслей-псалтиря с западноевропейским псалтериумом. В Великом Новгороде на всех пяти находках с изображением музыкальных инструментов имеется изображение музыканта (гудца) с инструментом типа шлемовидных гуслей.

Шлемовидные гусли

Гусли ставятся так же, как и крыловидные, вертикально на колени музыканта. Щипковые и клавишные гусли могут также называться академическими или концертными. Строй и диапазон звучания щипковых гуслей такой же, как и у клавишных гуслей, но техника игры более сложная. Созданы Н. П. Фоминым в 1905 году на основе прямоугольных гуслей. Гусли в описанном выше виде в сущности, чисто русский феномен.

Поветкин В.И. Новгород музыкальный по материалам археологических исследований. В литературе слишком много предположений о «где» и «когда» этого этапа. Но только предположений, только догадок. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента. В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях.

Гусли с игровым окном. Гусли или лира?

Так появились гусли крыловидные. Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Гусли в наше время

Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Археологи находят такие инструменты в слоях XI-XIII века. Известные мне находки были сделаны в трёх городах: Гданьск (Польша), Ополе (Польша) и Новгород (Россия). Эта конструктивная особенность присуща лирам, но не гуслям. Легко проследить эту эволюцию: со временем гусельная манера игры (гусли на коленях, прислонены к животу) вытесняет лирную (вертикальную).

Итак, гусли или лира? Сомнения, как вы видите, вполне обоснованные. Основным косвенным источником, подтверждающим существование этого инструмента, являются изображения в рукописях и храмах. Большинство изображений гуслей в этих источниках, с той или иной степенью достоверности, — изображения именно шлемовидных гуслей. Известна буквица «Д» Новгородского служебника с изображением царя Давида, играющего на таких гуслях.

Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте. Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишнве. И вот как раз такие гусли без открылка составляют основной процент этих «кантеле». Струны их гуслей были кишечные.

Читайте также:

Читаем еще: