Скачать Сценическая речь — Козлянинова И

Учебник «Сценическая речь» не может включить всего, чем владеет кафедра. Со времени издания первого учебного пособия «Сценическая речь» (М., 1976) многое в мето­дике предмета уточнилось, конкретизировалось, получило свое развитие. Учебник иллюстрирован схемами. Тогда нет разрыва между занятиями сценической речью и мастерст­вом актера.

Кафедра знакома с новыми научно-методическими трудами, методиками своих коллег в отечественных и многих за­рубежных школах. Вместе с тем в учебник вошло все, что составляет осно­ву обучения, «школу». Учебник написан коллективом авторов. В программе сценической речи (Сценическая речь. Программа для театральных вузов, сред­них специальных учебных заведений.

Это предполагает необходимость овладения навыками, законами диалогиче­ской речи на всех этапах обучения, в том числе и в тренинге. Это не значит, что на уроках сценической речи отныне идет работа лишь над драматургией, то есть происходит дублирование курса мастерства актера. Но для удобства изложения в учебнике говорится отдельно о работе над текстом, об освоении речевой техники.

Речь должна быть предельно разго­ворной, естественной. В учебнике говорится и о принципах работы над коллективным рассказом, над созданием композиций. Такие формы работы над текстом, рекомендуемые новой программой, также весьма эффективны для развития у студентов навыков ведения сценического диалога. Тренируя дыхание, совершенствуя дикцию, устра­няя признаки говоров, необходимо помнить, что хорошая, отточенная речь —■ не самоцепь.

Правильность, чистота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. За последние годы многое сделано в области изучения механизмов речи, слуха, теории голо- сообразования. Большое значение придается в учебнике тренировке носового дыхания.

Тре­нировка мысленной речи тесно связана с воспитанием речевого слуха, с правильным и точным ин­тонированием. Мы приводим в учебнике пример организации пройденного материала по всем разделам предмета на зачете н экзамене первого года обучения.

Предписания программы по сценической речи дают магистральное, стратегическое направле­ние работе

Эти особенности должны быть переданы в спектак­ле, они должны найти яркое выражение в речи исполнителей. При овладении сценической речью необходимо заниматься словом в его тесной свя­зи с содержанием, с мыслью. Этот метод является кардинальным для предмета «Сценическая речь». Он определяет всю систему тренировки речевой техники, путей работы над литературным материалом. Работа над речью требует сугубо индивидуального подхода, специальных уси­лий; она должна вестись отдельно с каждым учеником.

Станиславский утверждал, что основа успеха — в единстве методов освоения актерского мастерства и сценической речи, и требовал, что­бы занятия художественным словом велись с позиций мастерства актера. Не случайно поэтому в своих поздних заметках о сценической речи Станиславский говорит о чтении как о действии. Станиславский считал, что актерский путь в работе над литературным текстом дает воз­можность тренировать, воспитывать на занятиях по сценической речи элементы актер­ской психотехники.

Учебник иллюстрирован схемама

В пятом семестре (середина 3 года обу­чения), действительно, идет работа над монологами и диалогами стихотворной драматургии. Все разделы предмета осваиваются в комплексе, в тесной связи и взаимообогащении. С первых шагов надо учиться находить в тексте главное, постигать его смысл всем своим су­ществом, разумом, чувством.

Мысленная речь открывает большие возможности для самостоятельной тренировки, для снятия мышечных зажимов, для восстановления голоса

А для этого необходимо уметь накапливать видения, оценивать факты и события, нести ло­гическую перспективу, выявлять основной конфликт и в то же время не забывать о четкой и пра­вильной дикции. При освоении на старших курсах более сложного литературного материала, написанного от первого лица, решается проблема создания образа, характера и, в первую очередь, образного способа мышления.

В этом особенность и сложность нашего предмета

В разделе «Коллек­тивный рассказ» дается пример практической работы над «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Идя верного понимания авторского текста полезны пересказы своими словами содержания взятых в работу произведений после первого прочтения и после того, как текст уже запомнился.

Актеру необходимо владеть хорошо тренированным дыханием и гибким, звучным, большим по диапазону голосом. А в первых упражнениях по дыханию и голосу проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Дыхательные упражнения должны быть освоены в течение первого года обучения.

Эти упражнения успешно апробированы в работе с очень многими поколениями актеров. Большое внимание уделяется умению осознать, запомнить и закрепить те мышечные и вибрационные ощущения, которые возникают в процессе тренировки голоса. В рабо­ту включаются все меньшие и меньшие группы мозговых клеток. Это наблюдение можно с полным правом отнести и к тренировке речеголосового аппарата. В тренировке чередуются мышечное закрепощение (подтянутость мышц) с их расслаблением (отдыхом).

Самомассаж активизирует работу нервных рецепторов, принимающих деятельное участие в процессе голосообразования и, с другой стороны, разогревая аппарат, предупреждает возникновение мышечных зажимов. И, главное, процесс возникновения сценария всегда остается творчеством, в ко­тором, безусловно, участвуют и студенты.

Мы считаем, что речеголосовой тренинг, включающий упражнения по дыханию, голосу, дик­ции, орфоэпии, должен сопутствовать студентам в течение всех лет обучения. Техническую часть, тренинг, входящий в зачеты и экзамены с 1 по 5 семестры включительно, проводят не педагоги, а студенты. Мы будем так­же благодарны всем, кто пришлет свои замечания и пожелания.

Круг вопросов, связанных с проблемой слова в искусстве актера, широк и многооб­разен. Как создать верные навыки использования речевых возможностей актера в его творческой практике? Но воспитывать речевую технику только на драматургическом материале и непос­редственно в процессе репетиционной работы порой затруднительно, а то и просто не­возможно.

Книга является теоретическим и практическим руководством для овладения культурой техники речи. Большое внимание уделено искусству художественного слова, работе над стихотворной драматургией. 19S9) подчеркивается, что основной формой сценической речи служит диалог.

Читайте также:

Читаем еще: