Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ

В последние годы М.И.Глинка жил в Петербурге, Варшаве, Париже, Берлине. Но романтиком Глинка не стал, даже в фантастически красочной опере «Руслан и Людмила». В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, во Францию и Испанию. Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого.

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский). М.Глинка прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и М.Мусоргского). Руслан и Людмила»). Эти две оперы Глинки были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория.

Хоровые сцены этой оперы Глинки восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. После «Руслана и Людмилы» Глинка приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Ко времени расцвета гения М.Глинки Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки

В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам А.Пушкина. В романсах позднего периода появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля). Музыка Глинки синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией.

Первое знакомство Глинки с профессиональной музыкой состоялось в раннем детстве

Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии. 3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.

В опере четыре действия и эпилог

Историческую роль Глинки в музыке можно сравнить с ролью Пушкина в русской литературе. В самом характере дарования двух современников много родственного. По словам Белинского, как и Пушкин, Глинка умел соединять « «изящно гуманное чувство с пластически изящною формою». В своём творчестве он показал многообразные стороны русской жизни и русского характера. Великое историческое значение Глинки определило и другое качество — художник глубоко национальный, он обладал Даром постижения психологии и образа мысли других национальностей.

Расцвет творчества Глинки совпал с эпохой романтизма. Глинке была близка концепция романтиков о национальной самобытности и характерности. Чуждое национальной ограниченности, творчество Глинки при всей своей классичности не принадлежит ни классицизму, ни романтизму. Но от романтизма он унаследовал прогрессивные черты — умение находить прекрасное в обыденном. Произведения Глинки рассматриваются в историческом, эстетическом, музыкально-творческом аспектах.

Его высказывания говорят об удивительной скромности композитора, о строгих требованиях к себе, об искренности и правдивости. Родился Михаил Иванович Глинка в Смоленской губернии, в Новоспасском. С детства слушал он русские народные песни, полюбил их и на протяжении всей жизни разрабатывал народную русскую музыку.

Характеристика творчества

Русские песни, классические пьесы и танцы составляли репертуар небольшого оркестра крепостных крестьян его дяди. С раннего детства начинается обучение игре на фортепиано и скрипке. 1818-1822 годы — годы учения Глинки в Петербурге, где он получил основательное общее образование.

Особую роль сыграл педагог Щ.Майер, который не только дал хорошую пианистическую школу, но и помог в первых композиторских опытах Глинки. Огромное воздействие на Глинку оказали встречи с будущими участниками декабристского восстания и тесное общение с декабристом 8.К.Кюхельбекером. Трагические события 14 декабря 1825 года произвели на молодого Глинку неизгладимое впечатление, в его сердце укрепилась вера в свой народ и желание служить Родине.

Одновременно растёт его исполнительное мастерство пианиста и певца. К концу 20-х годов имя Глинки приобретает широкую известность. В 1830 году состоится его первая зарубежная поездка.

Написанные им в Италии ряд фортепианных вариаций на итальянские темы говорят о его увлечении итальянским искусством. Во время заграничной поездки Глинка знакомится с лучшими достижениями западноевропейской культуры. Всё это расширило кругозор композитора и дало новые стремления. Основательное знакомство с оперным театром помогло Глинке осознать своё истинное призвание. В Берлине Глинка занимается под руководством музыканта-теоретика Зигфрида Дена, с которым он привёл в порядок свои теоретические знания и поработал над техникой полифонического письма.

Пушкин предрекал великое будущее Глинки. Глинка начинает работу над новой оперой «Руслан и Людмила» и одновременно над музыкой к трагедии Н.К.Кукольника «Князь Холмский», циклом романсов «Прощание с Петербургом».

В Париже знакомится с Гектором Берлиозом. С большим успехом прошёл в Париже концерт из произведений Глинки. Два года композитор находился в Испании. Используя записи народных танцев, он в 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота», в 1848 году уже в России увертюру «Ночь в Мадриде».

В то же время Глинка чувствует неудовлетворённость и стремится познакомиться с музыкальной жизнью Запада. Оперы Глинки определили собой путь развития оперного жанра в России. Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. В принципах музыкальной драматургии, в образном строе и в методах разработки народно-национального тематизма оперы Глинки явились основой для творчества русских композиторов-классиков.

Читайте также:

Читаем еще: