Учебное пособие: Методические указания к выполнению курсовой расчётно-графической работы по акустике зрительных залов для студентов вечернего факультета — BestReferat

Большое значение в зале имеет время реверберации. В зале обеспечивается необходимое для речевых программ время реверберации. Желательно, чтобы различие в значениях времени реверберации пустого зала и зала, заполненного слушателями, было незначительным.

Очень большое влияние на акустические качества залов оказывает выбор высоты потолка. Традиционно в драматических театрах предпо­читают ярусное расположение зрителей, что приводит к большой высоте зала. Следствием этого является наличие в первых рядах запаздываю­щих ранних отражений.

В последнее время, при проектировании драматических театров, над порталом часто делают наклонные козырь­ки, что позволяет устранить отрицательные свойства высоких потолков. В залах овальной формы при наличии ярусов акусти­ческие условия в целом благоприятны. Примером таких благоприят­ных условий может служить зрительный зал Александринского теат­ра в Санкт-Петербурге. Современные овальные залы почти всегда не являются ярусными, а потому малопригодны для проектирования в них драматических театров.

Равномерное распределение звуковой энергии боковыми стенами может происходить в залах с параллельными стенами. Зрительные залы для передачи музыки могут быть двух типов: те­атральные и концертные.

Вторая трудность формируется уже не смыс­ловыми, каковыми, например, в речевых залах являются требования к разборчивости голоса, а эстетическими качествами. Не случайно в мировой практике наряду с прекрасными залами появляются и неудач­ные, несмотря на то, что и те, и другие построены под руководством опытных акустиков.

Более того, зрительный зал оперного театра принадлежит к наиболее старым сооружениям, его архитектурный тип вошел в практику проектирования и строительства как классический. Характерной формой многих классических залов театров оперы и балета является овальная (подковообразная). Концертные залы наиболее сложны в части проектирования акусти­ки. В зале такого объема можно расположить от 400… 500 (при отсут­ствии балкона) до 600. ..750 человек (при наличии балкона).

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на качество зву­чания музыки в концертных залах, выступает начальный участок ревер- берационного процесса или, точнее, структура ранних отражений. В концертных залах вместо сцены с декорациями устраивается эст­рада. Кроме того, современные концертные залы даже при очень боль­шой вместимости редко строятся по ярусной системе.

Помещения для воспроизведения музыки.

Форма концертного зала может быть разнообразной. Например, Большой зал Московской консерватории, акустика которого совершенна, представляет собой параллелепипед. Небольшая ширина зала и отдел­ка поверхностей создают практически диффузное звуковое поле. Здесь не было необходимости членения поверхностей.

Главная > Методические указания

При проектировании театров и концертных залов необходимо уделять боль­шое внимание выбору материала строительных конструкций, предназна­ченных для отражения звуковой энергии. Например, введение в каче­стве основного материала элементов таких конструкций дерева создает в концертных залах особенно приятные акустические условия.

Общие принципы проектирования залов театров оперы и балета остаются в основном теми же, что и залов драматических театров

При решении проекта концертного зала большое значение имеет расположение необходимого количества звукопоглощающих конструк­ций для обеспечения требуемого времени реверберации. Чтобы время реверберации менее зависело от процента заполнения мест, целесообразно оборудовать зал мягкими или полумягкими обитыми воздухопроницаемой тканью креслами. В залах с жесткими креслами, обладающими незначительным звукопоглощением, время реверберации пустого или малозаполненного зала сильно возрастет по сравнению с заполненным.

Если воздушный объем зала выбран правильно, то для достижения нужного времени реверберации обычно не требуется специальных звукопоглощающих материалов и конструкций. Вместимость лекционного зала обычно не превышает 400 мест, а длина – 20 м. Если же помещение должно вмещать 500 человек и более необходимо ввести балкон, чтобы слушателей приблизить к лектору. Последние два фактора позволяют делать залы театров значительно больших размеров, чем лекционные.

Требования к структуре звуковых отражений не столь однозначны, как в залах для речевых программ. В свою очередь рост пространственного впечатления, связанный с несколько большим временем запаздывания отражений и с большим временем реверберации, может вызвать некоторую потерю ясности звучания.

Оптимальное время реверберации зала помимо объема зависит от вида исполняемой музыки. Максимальные размеры концертного зала могут быть значительно большими, чем оперного театра. Максимальный объем зала, соответствующего максимальной вместимости, составляет 12000 –20000 м3. Для регулирования времени реверберации в залы вносят дополнительное звукопоглощение. Значительная ширина зала приводит к слишком большому запаздыванию боковых отражений и к их ослаблению.

Время реверберации звука в залах драматических театров с учетом перечисленных особенностей принимается несколько большим по срав­нению с лекционными залами. Рисунок 3 – Рекомендуемое время реверберации на средних частотах (500-1000 Гц) для залов различного назначения в зависимости от их объема. Время реверберации должно быть на 20–25 % больше, чем в драматических театрах.

Читайте также:

Читаем еще: