Вокально-драматические произведения Шумана

Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении — одновременно или многопланово и почему? Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический, эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?

Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной. Точно так же строятся и многие другие произведения небольшого масштаба. Ведь не случайно в музыке XIX века, в эпоху романтизма, так много сказавшего о человеке и сокровенном мире его чувств, достигла высочайшего расцвета именно музыкальная миниатюра.

Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович и другие выдающиеся отечественные композиторы создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, поднебесный и подводный, лесной и степной, претворился в русской музыке, в чудесных названиях её программных произведений. Вам уже известны многие образы, воплощённые в пьесах русских композиторов, — «Арагонская хота», «Гном», «Баба Яга», «Старый замок», «Волшебное озеро»…

Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании. Одно из таких произведений — Прелюдия С. Рахманинова соль-диез минор. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания.

Подписи к слайдам:

Это строки из стихотворения Николая Рубцова «Журавли», в котором так пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей. И хотя Рахманинов, конечно, не вносил в своё произведение такой точной картины, думается, в образном строе прелюдии журавлиный мотив не случаен.

Музыкальный образ не всегда связан с воплощением тонких лирических чувств. Воплощение большого жизненного содержания рождает эпические образы, отличающиеся особой сложностью и многоплановостью. Рассмотрим различные виды образно-музыкального развития в их связи с особенностями музыкального содержания. О чём же в ней говорится? Заметим сразу, что баллада исполняется, как правило, на языке оригинала — немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

Обратите внимание на характер мелодии — отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она — плавная, закруглённая, певучая. Не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться, связав лирические эпизоды с появлением доброго и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги.

Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее».

В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта. Таков закон развития драматических образов. Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых ее тактах.

Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы её участников, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития. Еще менее «ораториальное» решение проблемы взаимоотноше­ния поэзии и музыки Шуман дал в поэме Байрона «Манфред» (1849). Как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остро драматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты. Композиторы-романтики стремились воплотить в своей музыке лирико-философские образы современной поэзии.

Читайте также:

Читаем еще:

  • Новости партнеровНовости партнеров Олеся Судзиловская родилась 20 мая 1974 года в Зеленограде. Олеся Ильинична Судзиловская появилась на свет в семье инженеров. С 4-х до 16 лет девочка […]
  • ПУГАЧЕВА Алла Борисовна, фото, биографияПУГАЧЕВА Алла Борисовна, фото, биография Алла Борисовна! Алла Борисовна чаше всего в своих нарядах скромна - выбирает из чёрного и чёрного предсказуемо чёрный цвет в 90 процентах случаях. Песня для […]
  • Как сделать чайник и чашки для куклы из бумаги — YouLoveItКак сделать чайник и чашки для куклы из бумаги — YouLoveIt В нем нужно, аккуратно его поворачивая, сделать углубление пальчиком или концом шариковой ручки. Дно, как и у тарелок - кольцо из раскатанного тонкой […]