Жанр романса — Классика

Образовался практически в то же время, что и жестокий романс. Рефрен (припев) в романсе чаще всего отсутствует (хотя бывают и исключения, как, например, романс с припевом «Старый капрал» А. С. Даргомыжского). Русский романс сформировался как жанр в первой половине XIX в., это было связано с расцветом романтизма в мировой, в том числе и русской, литературе. В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего.

Романс отличается от песни, прежде всего более тесной связью му­зыки с поэтическим текстом. В романсах аккомпанемент часто играет такую же роль, как и вокальная партия, в аккомпанементе развивается мелодия романса. Например, в романсе П. Чайковского “Колыбельная песня” на слова поэта А. Майкова мелодия проста, на­певна и сердечна, она выражает чувства нежности и спокойствия. Так, в романсе-фантазии А. Дар­гомыжского “Свадьба” композитор воплощает тему протеста против ханжества и предрассудков современного ему общества и утверждает право человека на свободу чувств.

Она – его дыхание, в ней надежда и утешение. Молитва, в отличие от песни, никогда не затрагивает плотские чувства, пусть и возвышенные, она лишена эмоциональности. А предметом разговора является любой человек, соответствующий тем чувствам, которые переполняют сердце слушающего в данный момент.

Усиленное внимание направлено на слова ее. В песне преимущество отдается мелодии: если она не трогает душу, то и слова ее не находят отклика в сердце. Песня объединяет людей, но в ее исполнении не принимают участие высшие существа. Молитва канонична, добавлять в нее слова или менять их запрещено. А хоть и говорят, что “из песни слов не выкинешь”, в ней допустима элементарная замена фраз на аналогичные по смыслу.

Сравнение песни и молитвы

Молитва духовна и поддерживает духовное здоровье человека, песня душевна и предназначается для поддержания хорошего эмоционального состояния. Оригинальные названия для сборников таких романсов — Cancionero de romances (несмотря на название, «песенник» не содержит нотированных мелодий), Libro de romances, Romancero. О жанре романса в литературе см. подробней Романс (литература). На стихи такого содержания писались музыкальные романсы — небольшие строфические песни (без рефрена).

П. И. Чайковский. «Средь шумного бала» (1878)

Вопрос о том, каким образом это новое (ныне доминирующее) понимание романса связано с оригинальным (испанским), остаётся в музыкознании дискуссионным. Форма романса строфическая, при этом необязательны периоды с чётным количеством тактов, характерные для песни (допускаются расширения, переходы от одной строфы к другой).

В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Романс обычно пишется для сольного пения с аккомпанементом инструмента (чаще других гитары или фортепиано) и относится к разряду камерной музыки.

Рычков С. Ю. Страх и надежда в романсе А. С. Даргомыжского «Старый капрал» и в рукописи А. И. Хатова «О воинской дисциплине» // Отечественная война 1812 года. Источники, памятники, проблемы. Но сначала немного об истории романса и о происхождении самого термина. И такая музыка появилась. Появились и национальные школы романса, особенно известные в Германии, Франции и России.

II. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве

Как мы уже говорили, романс схож с песней. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс является более интимным произведением, чем песня, поэтому он может быть только лирическим, тогда как песня может быть патриотической, героической и т.д. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство, в нём всегда присутствует или подразумевается адресат, т.е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог, хотя бы и внутренний.

Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны, трогательны и нежны или же трагичны. Важную роль в становлении русского романса сыграли композиторы А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилёв.

Романсы А. Гурилёва проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

Затем были США, Китай, Ливан, Палестина… И только в 1943 г., после многочисленных обращений и просьб, он смог вернуться на родину, в Россию. Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте.

Начало XX в. называют «золотым веком» русского романса. В романсе звучат разные чувства. Ученик: В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав. Этот термин далее разошёлся по другим странам, но в некоторых так и осталось одно обозначение для песни и для романса: например, в Германии – Lied (песня). К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы.

Читайте также:

Читаем еще: